Интервью Морозова Дениса Борисовича для сайта mamademus.ru

Тяжело в учении, легко в бою

June 10, 2016

 

Денис Морозов и Anna Demus

"Единоборства и есть по сути драка. Но приходят заниматься чтобы этого избежать, а избежать можно, если ты уверен в себе и можешь за себя постоять. По началу у большинства цель именно такая, но в процессе тренировок появляется новая цель – самосовершенствование. Так появляется боевое искусство"

 

 

Чем отличаются боевые искусства от единоборств в плане обучения детей?

 

Единоборство – бой двух противников. Искусство – высший уровень мастерства, умения. 
Одно вытекает из другого. Занимаясь единоборством, мы стремимся к искусству. В плане обучения детей можно построить занятия целясь только на победу над соперником (чисто единоборство), а можно на победу над собой (чисто искусство). В любом единоборстве можно достичь искусства. 

 

Расскажите о видах и разнице между ними.

 

Единоборства бывают боевые и спортивные. Боевые нацелены на способы уничтожения противника. Спортивные - на победу в соревнованиях. Способы и цели тренировок, соответственно, разные. Многие секции единоборств стараются совмещать боевую и спортивную подготовки, т.к. без соревнований сейчас сложно представить тренировочный процесс. Все хотят видеть результат, а медали - хороший показатель и стимул для детей. 

Что важно знать родителям при выборе той или другой секции для ребёнка? Как можно оценить качество обучения и подходит ли секция для ребёнка?

 

Для выбора секции нужно поговорить с родителями тех детей, кто там занимался, посмотреть на самих детей. Реклама не покажет правды, её можно узнать только от тех, кто там занимается. Качество обучения оценить можно по изменениям в ребёнке. Через месяц вы их либо заметите, либо нет, и сделаете выводы. Иногда через два занятия понятно, нужна ли секция ребёнку вообще. Нормальный тренер прямо не скажет, что ребёнку это не подходит, но мягко намекнёт, какой вид спорта или секция подойдёт ребёнку лучше всего. 

 

С какого возраста можно начинать заниматься?

 

Давать элементы единоборств можно с 4-х лет, но серьёзные занятия после 12. К сожалению, большинство детей к этому времени уже заканчивают занятия, так как появляется дополнительная учебная нагрузка в школе, дополнительные расходы на репетиторов и.т.п. Первый-второй класс оптимально для начала занятий. Тогда к окончанию школы можно соответствовать мастерской степени (чёрному поясу), если ребёнок все эти десять лет продержится и получит весь комплекс знаний по изучаемому виду единоборства.

 

Стоит ли попробовать себя в разных видах? С чего на ваш взгляд нужно начать?

 

Если не подошёл какой-то вид единоборств, которым ребёнок пришёл заниматься, а желание осталось, то конечно стоит. А если тренировки нравятся и наблюдаются положительные изменения, то смысла нет. Бывает, что отзанимавшись 3-5 лет в одном виде, переходят в другой. Это тоже нормально. В любом обучении человек приходит к моменту, когда он понимает, что здесь взять уже нечего, а необходимость развиваться осталась, тогда идут либо к другому тренеру, либо находят другой вид единоборств по душе. 
Если начинать, то я всем советую с бассейна, который учит плавать и даёт общее мышечное развитие. Если рассмотреть какой вид единоборств, то до 14-16 лет лучше там, где поединки без контакта или с ограниченным контактом. Травмировать себя полноконтактными поединками лучше начать после того, как будет сформирован мозг, скелет и мышечный каркас! 

 

Многие приходят просто научиться драться? Какова на ваш взгляд конечная цель обучения и есть ли она вообще?

 

Единоборства и есть по сути драка. Но приходят заниматься для того, чтобы этого избежать, а избежать этого можно, если ты уверен в себе и можешь за себя постоять. 
По началу у большинства цель именно такая, но в процессе тренировок появляется новая цель – самосовершенствование. Так появляется боевое искусство. 

 

С чего начался ваш путь? Почему вы стали работать с детьми? Какие особенности в работе с детьми по сравнению со взрослыми?

 

Мой путь каратэ начался в 19 лет. Секций было мало: одна-две на район. Первый раз на каратэ я пришёл через знакомого в 16 лет, но дольше одного занятия не задержался (в силу подросткового максимализма думал, что там сразу начнут учить драться, а тренер стал давать какие-то стойки и непонятные движения руками). За последующие три года попал в пару неприятных ситуаций и подумал, что хотелось бы чувствовать себя поувереннее. После чего, увидев с другом объявление на выходе из метро, отправились тренироваться каратэ. Было решено: что бы тренер не давал, будем отрабатывать всё! И мы старались изо всех сил. За первые три года занятий мы не пропустили ни одной тренировки, даже если появлялись признаки недомоганий, собирались и ехали. В последующем пропуски появлялись, но не более двух-трёх в год. 
Для работы с детьми, должна быть предрасположенность. Чтобы понять её наличие, достаточно прийти в школу во время перемены. С детьми у меня всегда был хороший контакт, мне с ними интересно. Это чистый лист, на котором нужно очень аккуратно писать. Каких детей мы вырастим, в такой стране будем жить. 
Что касается тренировок, взрослые более понимающие люди, они точно знают зачем пришли и их не нужно постоянно понукать. С детьми шаблоны не всегда срабатывают и бывает, что заготовленную тренировку на ходу нужно перестраивать. С детьми это постоянный творческий процесс, их нельзя постоянно поправлять, нужно всегда сначала найти за что похвалить. Нагрузки для детей и взрослых тоже разные, соответственно скорость достижения результата тоже разная. Скажу по поводу достижения результата. Это важно. Не надо думать, что все люди одинаковые! У каждого человека разные физические данные, разные моторные навыки, разная скорость усвоения материала. Это нормально, не надо думать, что кто-то лучше, кто-то хуже. Молодцы все, кто несмотря на трудности продолжает тренироваться. Вот это наверное и можно назвать целью.